Каражал (б. Покровка). Церковь Покрова Пресвятой богородицы Покровская церковь

Каражал (Покровка) Покровская церковь (1907 – 1908) Немного на земле Восточного Казахстана сохранилось памятников зодчества, во внешнем облике которых с необычайной силой, яркостью, нашёл бы отражение творческий гений мастеров давно и безвозвратно ушедшей эпохи. Но и среди этих, малочисленных шедевров архитектуры, как-то особо выделяется бывший православный храм села Покровка, ныне переименованного в Каражал. Точнее было бы сказать – остатки храма, его руины, ибо все, что сохранилось до настоящего времени – это мощные стены, дивно изузоренные великолепной кирпичной кладкой, стены, с зияющими глазницами пустых оконных проемов, начисто лишенные какого бы то ни было потолочного перекрытия, сохраняющие следы копоти страшного пожара, уничтожившего все, что могло гореть. Пожар случился как раз на 100-летний юбилей села – в июне 2003 года. Тогда же были похищены основные кованые детали храма – решетки на окнах, двери и т.д. Покровка – одно из старейших переселенческих сел, появившихся на территории современной Восточно-Казахстанской области в начале XX века. В 1903 году, выходцами из западной части Российской Империи, в основном, украинского происхождения был основан поселок Покровский. Вскоре он стал селом Георгиевской волости Устькаменогорского уезда. (1) Уже в 1907 году, то есть через 4 года после своего основания, поселяне, на свои, видимо, скромные средства, начали строительство кирпичной (каменной) церкви, законченное в 1908 году. (2) При строительстве сельских церквей в Прииртышье, часто использовались проекты уже существовавших храмов Усть-Каменогорска и Семипалатинска. Речь идет о Покровском соборе в Усть-Каменогорске, строившимся с 1885 по 1888 гг. (3), и, Никольской церкви Семипалатинска, сооруженной в 1889-1901 гг. (4) В облике Никольского храма явно угадывается Устькаменогорский прообраз, сообщивший свои черты и некоторым сельским храмам. Наиболее ярко и гармонично архитектурные мотивы Покровского собора нашли свое отражение в облике Каражальской церкви. В плане этот храм не отличается большой оригинальностью – все те же разновеликие части, «насаженные» на одну «ось». Так строились большинство Прииртышских церквей. Весь свой художественный талант вложили архитекторы и строители, имена которых, к сожалению, остаются неизвестными, в отделку стен здания. Различные декоративные элементы – люкарны, карнизы, рельефные тяги, сандрики-кокошники, обрамление стен и дверей, рисунок западного портала – все это великолепие – результат не только кропотливой работы, но и наличия высокого художественного вкуса, любви к своему делу. Вероятнее всего, оформление интерьера отвечало наружному убранству храма, но сейчас судить об этом сложно, так как все, что можно видеть теперь – это голые стены с осыпающейся штукатуркой и сохранившимися фрагментами лепнины над полукружием завершений оконных и дверных проемов. Сохранились скупые сведения о священно-и-церковнослужителях этой церкви в дореволюционный период. Незадолго до октябрьского переворота 1917 года настоятелем Покровской церкви был Андрей Турхан. Должность псаломщика исполнял некто Бабанов.(5) Жили они в небольшом домике рядом с храмом, от которого сохранились лишь жалкие руины. Старожилы села указывают на место погребения одного из священников – возле церковного алтаря. Возможно, именно отец Андрей Турхан нашел здесь место своего упокоения, хотя документы, которые могли бы подтвердить это, не обнаружены. В настоящее время ничто не указывает на наличие здесь захоронения. (6) Деятельность священника Покровского храма не ограничивалась только рамками своего прихода. Ему вменялось в обязанность духовное окормление прихожан Вознесенского храма в близлежащем селе Вознесеновке. (7) Храм был закрыт в период массового закрытия церквей в области – в 1929 году.(8) Использовался под зернохранилище, овощехранилище. Позднее здесь разместилась школа, а затем сельский клуб. Тогда же церковь утратила свои вертикальные завершения – колокольню и купола, а так же верхнюю часть основного объема. Сейчас, после того, как пожар уничтожил крышу бывшего храма, обнажилась линия более раннего разрушения главной части церкви. В частности, выяснилось, что уцелели нижние части люкарн – небольших оконных проемов в форме полуокружностей. Наличие люкарн – дополнительное свидетельство схожести Устькаменогорского собора и сельской церкви. По словам местных жителей, пустующий после закрытия клуба храм собирались освоить христиане-католики, действующие приходы которых находятся в близлежащих населенных пунктах – Георгиевке и городе Чарске. Был сделан ремонт помещения, побелены стены, но затем случившийся пожар уничтожил все эти начинания. Так сложилось, что в современном Жарминском районе, в прошлом преимущественно православном, где даже сохраняются остатки бывших церквей, в новейшее время появились и набирают силу католические приходы, в частности, выстроен большой собор Михаила Архангела в Чарске. Что же касается православных, то положение их достаточно сложное. Они не объединены в общины и не имеют во всем районе ни одного молитвенного помещения. 1. Адрес-Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914, стр.43. 2. Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Старинные церкви Семипалатинской области, стр. 180. 3. Там же. Стр. 179. 4. Там же. Стр. 177. 5. Адрес-Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914, стр. 73. 6. Информация, полученная автором у местных старожилов. 7. Адрес-Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914, стр. 73. 8. Семипалатинск. ЦДНИ ВКО, ф. 74, оп. 1, д. 208, листы 2, 3а, 3, 4, 5. Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. – 144 с. – с картами и илл.